Чайная академия

24/02/2019
автор ОтChin'ый турист

Чайная академия - это наш десятилетний оцифрованный опыт. Другая сторона проекта. Здесь вы найдёте ответы на вопросы, которые появляются в самом начале чайного пути. Как правильно выбрать чайник? Как хранить чай? Секреты привезённые из китайских деревень и советы чайных мастеров будут интересны продвинутым любителям вечного напитка. Читайте и комментируйте.

Чёткое будущее через обращение к прошлому

08/04/2021
автор ОтChin'ый турист
Чёткое будущее через обращение к прошлому

Статья Чжоу Ю о сущности энергии ци и сохранении чайного наследия.

Традиционное сельское хозяйство Юньнани базировалось на жизненном опыте ханьской культуры. Взаимоотношения между человеческим бытием и вселенной играли важную роль в мыслях и жизни этих людей.

Есть огромное концептуальное различие между методами и многовековой интуицией и западной наукой и технологиями сегодня. Ханьцы были заняты сельским хозяйством, главным образом, тысячи лет. За все эти прошедшие долгие эпохи в почве поддерживается плодородие, природный баланс никогда не был нарушен, и жизненная гармония не контролировалась.

Западные производственные методологии не доказали своих способностей к самовосстановлению. На самом деле, совершенно наоборот. Созданием баланса, который сейчас разрушается, занимались поколения с традиционной мудростью. В настоящее время любая позитивная дискуссия о преемственности юньнаньских садов с пуэрными чайными деревьями должна начинаться с возвращения к узнаванию об естественной окружающей среде.

Следуя за временем, некоторые чайные фермеры адаптируются путем современного сельского хозяйства, который означает синтетические гербициды, удобрения и пестициды.

Все эти истории заканчиваются часто слезами Природы. Долгосрочный экологический ущерб трудно восстанавливается. Суть листа теряется, и потребитель имеет дело больше с количеством, чем с качеством.

Мы должны развивать исследование традиционной мудрости, с которой и начались наши чайные обычаи. После всего, никакая из этих проблем на самом деле, это не вина науки и технологий. Это ответственность человечества подумать заново про интуицию и позаботиться о том, чтобы наши традиционные культуры были для своей окружающей среды.

В китайском понимании жизни обсуждение видения традиционного мировоззрения должно обязательно в себя включать понятие ЦИ.

ЦИ — очень трудное слово для перевода или понимания без наличия опыта на этот счет. Это жизненная сила, что движет всеми вещами. С научной точки зрения, ЦИ может быть названа как «энергия», но на самом деле, она содержит в себе намного больше, чем энергия. Энергия часто это лишь эффект ЦИ.

С другой стороны, нет необходимости присваивать ему (ей), что это относится к чему мистическому или магическому. Можно рассматривать просто движение или вибрации внутриатомных частиц, из которых все состоит.

Посредством самосознания, основанного, возможно, на инстинктах, или может, на интуиции, любой может начать чувствовать ЦИ внутри тела и духа. Это часто достигается через методики по типу Тай Цзи или медитацию.

С древних времен, чайные люди знали об этом и обсуждали про ЦИ в чае. ЧА ЦИ всегда была частью оценивания чая. Когда мы пьем чай, то ЧА ЦИ движется по телу. Это центральная точка для самосознания и часть посыла от живого чая можно обозначить как ДАО.

Некоторые могут думать, что это тип диалога внутри тела между душой и чаем. Разные чаи производят разное ЦИ.

Зачастую поток ЦИ меняет направление, движется быстро или импульсивно, или охватывает тело.

Иногда ЦИ остается на поверхности; в другой раз глубоко внутри. И иногда нет вообще никакого ЦИ совсем.

Множество раз натуральные, органические чаи имеют ЦИ, что медленно поднимается на протяжении всего чаепития.

Случается, что первые несколько завариваний бывают пусты, но потом очень медленно ЦИ начинает течь через тело и может чувствоваться как вибрации, покалывания или другие тонкие ощущения.

ЦИ может также вызывать более ощутимые чувственные данные типа жара, испарины, учащенного сердцебиения. Каждое из этих ощущений есть следствие ЦИ, но и не следует это путать с самой ЦИ. Даже на тех, кто не приучен к тому, чтобы почувствовать тонкие переживания, Ци тоже окажет воздействие.

В конце концов, атомы мира вибрируют с энергией, независимо от того знаем мы что-то на самом деле или нет.

К несчастью, многие люди потеряли свою интуицию и чувствительность, потому что современная цивилизация слишком сфокусирована на внешних стимулах. Часто люди ощущают только чувство легкого комфорта, когда пьют хороший чай.

Так как ЦИ присутствует во всех вещах, то она влияет на движение всех вещей, включая фермеров, землю, дожди, — на все аспекты окружающей среды. Если ЦИ земли, на которой произрастает чай, бедна или не в балансе, то это транслируется и на сами листья. Древние крестьяне были очень озабочены насчет баланса и насчет ЦИ.

Полная аналогия и применимость этого понимания если взглянуть на то, что происходит с тайваньской чайной индустрией, особенно с Дундин улуном. Есть поговорка среди материковых любителей чай, что «Пуэр выращен в Юньнани, сформировался в Гонконге, и вывезен на Тайвань». В основном, это имеет отношение к культурной революции и затем к смене правления в Гонконге в 90-х. Из-за этих исторических перемен многое из китайской культуры и искусства было сохранено на Тайване.

Но почему пуэр стал так популярен на Тайване? Почему был запрос в 90-х, в то время как запасы Гонконга пуэром были намного больше? В конце концов, Тайвань имеет свои собственные богатые традиции выращивания чая.

Всё и все есть ЦИ, и ответом здесь тоже поэтому будет ЦИ. Когда тайваньские фермеры начали выращивать чай в горных регионах Наньтоу, у них было глубокое знание об экологическом равновесии и доскональное понимание ЦИ. Как упоминалось выше, чай получает свое ЦИ по большей части из земли. Какое-то кол-во приходит от солнца и дождей, но хотя и дождь напитывает землю, на которой растет чай.

Двадцать или тридцать лет назад земля в местности Дундин в Наньтоу была переполнена ЦИ. По этим причинам она и была выбрана. Натуральные, органические хозяйства изготавливали чаи, которые делали тело умиротворенным и самодостаточным. ЦИ была настолько сильна, что даже люди без подготовки чувствовали расслабление, выпивая чай.

Однако с того времени экономический успех чайной индустрии стал причиной инициирования правительством исследований, которые видоизменили методы агрокультуры. Сейчас фокус наведен на повышение производительности. В хозяйствах начали использовать удобрения созданные человеком, средства для уничтожения сорняков и пестициды. ЦИ земли была ущерблена. Эта потеря, конечно же, перешла в чай, который пьют люди. Исключения есть и сегодня, но большая часть Дундина безжизненна и лишена ЦИ.

На самом деле средоточие тайваньской чайной индустрии двигалось взамен этого на подчеркивание вкуса и аромата. «Насколько хорош аромат?» спрашивают люди. «Что за восхитительное благоухание!». И так как ЧА ЦИ увяла, многие любители чая начали поворачиваться в сторону пуэра.

Прежде уже были любители пуэра на Тайване, но как только улуны начали терять свое качество, то начал становиться популярным пуэр и древние чайные деревья, на которых произрастает то, что имеет даже более мощную ЦИ.

Старый шэн пуэр может аккумулировать ЦИ в сильной степени, позволяющую тому, кто пьет его, выйти за пределы комфорта, простой релаксации и перейти к настоящему блаженству. Нет никакой необходимости в лабораторных исследованиях, чтобы доказать это. Тело само засвидетельствует это. Питие такие чаев затрагивает все тело, из-за изменений производимых временем в чае.

Тоже можно сказать и о листьях, что собираются с древних деревьев. Даже молекулярная структура таких известных стимуляторов как кофеин изменяется от куста к дереву, согласно последним заявлениям профессоров сельского хозяйства в Юньнани.

Хороший титестер с многолетним опытом может интуитивно оценить чай просто взглянув на лист. Один называет это «интуицией», тогда как другие могут назвать это как вышеупомянутое чувство комфорта, когда пьют чай хорошего качества, или кто-то назовет это «ЦИ». Имя неважно.

Согласно моему опыту более высокие и большие чайные деревья имеют лист более высокого качества, более вкусный чай и большую ЧА ЦИ.

Прежде чайные деревья горы Дундин на Тайване были крупнее и росли естественным образом. Фермеры сейчас повышают урожайность селекционным путем, используя обрезку, предпочитая репродукции основанной на семенной основе. Они резко развернулись к чаям с плоскогорья, растущими маленькими, густыми кустиками, которые подрезают, производя следующее поколение быстро насколько возможно.

Но большие деревья имеют глубокие корни и более обширную крону. Их никогда не может быть слишком много, они не стоят слишком близко друг к другу. Они сбалансированы и абсорбентны, порождают более лучшие, более здоровые листья.

Но не обманывают ли нас ощущения? Насколько это очевидно? Я консультировался с профессором, преподающим на отделении лесной промышленности в Тайваньском национальном университете. Он чувствовал себя немного неудобно с словом ЦИ, но признал, что мои предположения верны. Он сказал, что каждое дерево опирается на свою корневую систему, получая питательные вещества из почвы и конечно, при помощи фотосинтеза в листьях.

При более глубокой корневой системе дерево может впитать больше питательных веществ и произвести более обширную крону. Крона листьев затем увеличивает фотосинтез и в свою очередь, общее здоровье всего дерева. Если половина листьев у дерева обрезана, то ясно, что и здоровье снижается в два раза. Если дерево меньше вполовину, то корневая система корреспондирует соответственно, и тогда питательных веществ также будет только половина.

Корневая система дает усадку, когда дерево обрезано, для сохранения баланса, снижая уровень ЦИ, которое растение впитывает в себя. И ясно, что обрезка дерева наполовину ускоряет продуцирование, оставаясь при том же качестве, только на первый год, после чего дерево естественным образом уменьшает корневую систему и вследствие этого и ЦИ. Это смотрится как в китайской пословице «убить курицу, чтобы добыть яйцо».

Возможно, я излишне упрощаю вещи, но есть реальные испытания в чае в любом случае. И неизменное ухудшение Дун Дина совпадает с этими изменениями. Как только фермеры начали подрезку деревьев и крайне уплотнять в попытках повысить выгоду насколько возможно, не считаясь с чаем, ЧА ЦИ была потеряна. Схожий процесс происходит в Юньнани прямо сейчас.

Некоторые юньнаньские фермеры также пытаются делать плантации на плоскогорье и разводят растения через подрезку. Во время этой работы с множеством видов чаев, многие крестьяне Пуэра (пуэрные крестьяне) обнаружили, что чайные почки у пуэров по своей природе различны. И почему почки пуэра различны, неизвестно. Возможно, это из-за комплексного строения самой окружающей среды. Тем не менее большинство крестьян пришли к заключению, что пуэр намного лучше, когда рассеивается семенным путем, а не генетическим разведением и селекционной обрезкой.

По моему мнению, тоже самое можно сказать про любой сорт чая, или любого растения вообще. Между тем как другие сорта чая еще приемлемы, когда выращиваются через обрезку, я думаю, что они были бы лучше, если бы росли путем высеивания.

В конце концов Природа производить деревья этим путем тысячелетиями — задолго до того, как люди начали получать удовольствие от чая. Новая западная агрокультура делает особое подчеркивание на выработке и эффективности и фермеры хлопают друг друга по спине, когда урожай становится больше и сезоны роста все короче.

Тем временем почки мельчают, земля разрушается и ЧА ЦИ уходит. С другой стороны, в Юньнани еще много чайных деревьев, у которых возраст около ста лет. Они всю жизнь находились под присмотром людей и все еще приносят очень вкусные листья с превосходной ЧА ЦИ. Хотя производительность этих местностей с достаточно крупными деревьями меньше, но сами листья крупнее. Это высокие деревья полные жизни, полные ЦИ.

Юньнань — это дом тысяч разновидностей растений и животных. Это буйные, полные жизни джунгли и также это родина чая.

Крупные растения, папортники, цветы и кустарники возникают и расцветают в период дождей. Многие из них ежегодно умирают и обеспечивают естественным удобрением. Плодородность региона — это достаточное доказательство, что земля полна полезных веществ и нет необходимости, чтобы человек туда что-либо добавлял. Если бы кто-то пересадил дерево в Юньнань, то оно бы буйно разрослось, даже не имея никакого плодородного микроклимата.

Когда я приехал в Иу и Цзинмай, я обратил внимание, что в хозяйствах между деревьев имеются сорняковые растения. Я уверен, что эта поросль помогает сохранить разнообразие и баланс (веществ) в почве. Я не говорю, что не надо пропалывать чайные сады, но нет нужды в использовании искусственных гербицидных распылителей.

Фермеры могут вместо этого только выкорчевывать сорняки и оставлять их разлагаться, производя при этом натуральные удобрения. Уже только это, как бы то ни было, повлияет на размер чайных деревьев. Маленькие кусты не могут конкурировать с сорняками, и поэтому сад должен быть прополот, но крупные деревья, обнаруженные в Юньнани, вне конкуренции с порослью. Напротив, сорняки привлекают насекомых, микробов и другие натуральные аспекты полной экологической системы.

Чайные деревья были рождены до того, как человек начал выращивать их, и мое сердце, так же как и мой вкус, говорят мне, что деревья, растущие естественным путем лучше. Возможно, что это не в случае со всеми агрокультурными производствами, но, определенно, здесь это к месту.

Гербициды, как рассказывал мне один фермер, также влияют на популяцию земляных червей. Я уверен, что тоже делают и некоторые химические удобрения. Удобрения делают листья более крупными, более яркими и все под впечатлением от них, но их действие проходит и вкус уже не так хорош через год или два.

Такие листья хранят в себе интрузию, изготовленную человеком, — пестициды. Обычно, старые чайные деревья в Юньнани не имеют серьезных проблем с насекомыми. Они их и никогда не имели, в ином случае за тысячи лет они бы и буйно бы не разрослись. Деревья способны выделять защитные вещества, которые снижают количество листьев, уничтоженных насекомыми. Пока экология окружающей среды сбалансирована, листья никогда не будут полностью уничтожены.

И если фермерам нужно повышать продуктивность, то есть другие более натуральные методы снижения вредителей, таких как введение насекомоядных (хищных) насекомых, выращивание камфорных деревьев, и другие хорошо известные органические методы.

Также, уже упоминалось выше, есть тот факт, что подлесок и другие окружающие деревья помогают остаться в неприкосновенности от насекомых, которые иначе сразу бы поражали чайные листья.
В один из моих первых визитов в Юньнань я спросил фермера, использовал ли он пестициды, и он засмеялся, «А где в мире мы получили бы на это деньги?».

Но сейчас с повышением цен на пуэр некоторые фермеры могут себе позволить начать использовать пестициды, гербициды, удобрения. Бизнесмены поступают также, как они делали на Тайване в 70-х и 80-х, и продают часто химикаты низкого качества. Многие из них на самом деле повышают продуктивность и выгода растет. Другие фермеры видя это, начинают подражать.
Скоро ЦИ земли разрушается от химикатов и чрезмерного употребления. Когда ущерб нанесен, то земле очень трудно восстановиться. Это занимает многие годы.

Местные народности Юньнани знают, что сбалансированная экология — это то, что делает чай особенным. В Цзинмае есть каменный монумент, на котором можно прочесть «унаследованные деньги истратятся, скот могут скосить болезни, но чайный сад — это бесконечный дар, которым могут обладать будущие поколения». Говорят, что этой стеле уже почти тысяча лет. Она показывает, что даже в древние времена местные народы знали, насколько долго заботишься об окружающей среде, то чайные деревья будут продолжать приносить свои дары.

Также известно, что чайные деревья, растущие среди камфоры и корицы, с естественными подлеском и органическими удобрениями, таким путем дают натуральную продукцию. Некоторые древние чайные сады даже были заложены в дикой местности и сейчас они восстанавливаются.

Будущее становится совершенно неясным, если об этом не заботиться.

Древнее чайное дерево в саду мастера Ванга

Почему чайник из чистой исинской глины лучше?

01/01/2021
автор ОтChin'ый турист
Почему чайник из чистой исинской глины лучше?

Все мы слышали о чудесных свойствах чайников, изготовленных из исинской глины. Обладая уникальным химическим составом, внутренними и внешними порами, низкой теплопроводностью и способностью впитывать в себя чай, такая глина удивительным образом влияет на вкус вечного напитка. С каждым годом чайник, сделанный из Цзыша (общее название исинских глин), заваривает чай все лучше и лучше.

Считается, что чай, приготовленный в исинской глине, обладает чистотой, легкостью и положительной энергией. В китайских семьях такие чайники передаются из поколения в поколение. Самые популярные ее разновидности это — Чжуни, Цзыни, Дуан Ни, Цинг Шуй Ни, Да Хун Пао, Хун Ни, Хэй Ни, Ди Цао Цинг.

История производства чайников из исинской глины насчитывает не одну тысячу лет и многим бы хотелось узнать, в каком виде это искусство дошло до нас.

Еще совсем недавно мы пережили расцвет культуры производства чайников и посуды из чистой исинской глины. На государственных фабриках, конца 80-х - начала 90-х, этому способствовали регулярные заказы с растущего внешнеазиатского рынка (Тайвань, Малайзия, Гонконг). В то время, когда труд и глина стоили относительно недорого, сотни фабричных мастеров оттачивали свои навыки, производя чайники из из лучших сортов чистой исинской глины, без использования химических добавок. В данных условиях сформировался пласт мастеров, которые начали работать на растущий внутренний рынок.

Резкий рост количества частных фабрик и студий дополнительно увеличил спрос на исинскую глину. В нее начали вкладывать деньги, складировать на хранение. Но к середине 90-х государство ограничивает ее добычу, вводит квоты, начинает закрывать шахты.

Сейчас мы говорим о глубинной добыче глины Цзы Ша, исинской глине самого высокого качества, той, из которой делали посуду императорам, которая уже в эпоху династии Мин сделала искусство производства посуды в Исине известным на весь мир.

Дальнейший рост спроса на посуду из исинской глины, ограниченность ресурсов и требования к безупречному качеству, подтолкнули производителей к работе с химическими присадками. Пластификаторы ускорили работу по приготовлению глины и, соответственно, производство чайников. Нужный цвет дали красители. Отощающие добавки уменьшили усадку, а, следовательно, и брак при обжиге с 15-45% до 5-15%. Это позволило использовать более дешевую, равнинную и даже мягкую Нень Хуан Ни глину.

Что в итоге получил рынок? Большое количество и ассортимент форм и расцветок чайников, безупречно сделанных из химических составов, имитирующих исинскую глину, но практически не обладающие своими свойствами. Не стоит ждать от такого чайника, что он так же качественно заварит чай, выровняет вкус, передаст суть природы, все нюансы работы чайного мастера, а так же оттенки послевкусий и чайное состояние.

Как следствие, купившие такую посуду уже не могут оценить ее истинные свойства. Отсюда и растущая популярность чайников из других глин, глазурированной керамики, фарфора. К сожалению, многие торговые площадки этим пользуются, и высокая цена уже не является гарантией чистого исинца.

Такой подход усложняет вопросы воспитания нового поколения гончарных мастеров. Процесс работы с чистой глиной сложный и требует многолетнего обучения. А если нет спроса, то зачем учиться этому не лёгкому ремеслу?

На данный момент практически все мастера, умеющие работать с чистой глиной, имеют возраст более 40 лет - это ученики 80-90-х годов. Молодежь уже работает с химическими составами. Через 10-15 лет найти опытного мастера и заказать чайник из чистой исинской глины будет практически невозможно.

Как дальше будет развиваться искусство производства чайников из исинской глины, нам ещё предстоит узнать. Ведь в конце эпохи династии Цин уже была мода на химические добавки. Возможно, спрос на чайники из чистой глины сделает свое дело, и мы увидим новый виток развития культуры этого удивительного ремесла. Тогда уже новый мастер приготовит глину и сделает чайник, который передает нам суть природы, чистоту вкуса и энергию вечного напитка - чая, который помогает жить.

Мастер Fan Lao Shi Исинский чайник Исинский чайник

Экофестиваль «НеобыЧАЙный сад» . Великий чайный путь из Китая в Россию.

17/09/2019
автор ОтChin'ый турист
Экофестиваль «НеобыЧАЙный сад» . Великий чайный путь из Китая в Россию.

Впервые фестиваль чая в Санкт-Петербурге был организован в 2015 году. Организаторам мероприятия пришла отличная идея – совместить развлечения, экологическое просвещение и ярмарку.

Тема нынешнего года – Великий чайный путь. Северный караванный чайный путь между Азией и Европой. «Русский» маршрут пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Его протяжённость только от Пекина до Москвы составляла приблизительно 9000 км.

Сейчас Великий чайный путь проходит по железнодорожным путям и в тропосфере. В зависимости от выбранного способа доставки. :)

Чайные церемонии – самое уютное событие насыщенной двухдневной программы. Знакомство с чайными растениями и чайными традициями разных стран.

Проект “С чаем по Китаю!” представит свои находки из поездок 2019 года. В течении двух дней мы будем греть самовар и заваривать чаи из нашей коллекции. “Красный король”, “Юньнаньская красавица”, а может “Сладкий бамбук”? Если будет холодно и лить дождь - “Жар птица” всех согреет.

Программа включает в себя разнообразные мероприятия: прогулка по маршруту ботанического сада, спектакли под открытым небом и музыка, мастер-классы, лекции о чае и экологии.


Программа лекций от проекта “С чаем по Китаю!”

21.09.2019, суббота, большой зал

16:30 - 17:00 "Шен пуэр в стебле сладкого бамбука". Этапы производства. Лекция и видеофильм. Бербенец Антон.

22.09.2019, воскресенье, большой зал

16:30 - 17:00 Японская керамика как отражение философии чайного пути. Каханский Артем.


Программа мастер-классов от проекта “С чаем по Китаю!”

21.09.2019, суббота, малый зал

14:30 - 15:00 Заваривание чая старинным северофудзяньским способом - Проливами на огне. Ведущий: Бербенец Антон.

22.09.2019, воскресенье, малый зал

14:30 - 15:00 Bai Duo Cha (Бай Дуо Ча) с орехами и медом. Чай ста встряхиваний по рецепту юньнаньской народности Изу. Ведущий: Бербенец Антон.


Сюда приходят семьями вместе с детьми, и для подрастающего поколения здесь тоже предусмотрена развлекательная программа.

Стоимость билетов и полная информация находится на сайте ботанического сада: Официальный сайт мероприятия

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв